Цель и задачи психологической службы:
Цель: сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.
Задачи:
1.Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2.Обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
3.Охрана психологического здоровья обучающихся;
4.Повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса;
5.Предупреждать асоциальные действия обучающихся и осуществлять их своевременную коррекцию;
6.Повышение уровня культуры этического воспитания у детей и подростков через практические занятия;
7. Обеспечить психологическое благополучие педагогов как залог формирования благоприятного психологического климата в школе.
Направления работы психологической службы:
1.Диагностическое направление включает:
-индивидуальную и групповую деятельность психолого-педагогического изучения обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения, в профессиональном самоопределении;
- выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
2.Консультативное направление включает:
-индивидуальную и групповую деятельность в форме оказания помощи участникам образовательного процесса: в осознании ими природы или причин возникающих затруднений, в анализе и решении психологических проблем ,в актуализации личностных особенностей, содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта;
-помощь в формировании новых установок и принятия собственных решений;
-решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
3.Развивающее (коррекционное) направление включает:
-индивидуальную работу с обучающимися по формированию мотивации к новым знаниям , навыкам и умениям, возможностям их приобретения, проявления в учебной и познавательной деятельности;
-организация работы с выявленными сложностями в обучении и проблемами поведения, выявляемые в процессе диагностики; в преодолении трудностей в усвоении учебного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами-предметниками, социальным и специальными педагогами, проведение коррекции психического и (или) физического состояния обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.Просветительско-профилактическое направление включает:
-содействие личностному профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
-содействие формированию потребности у педагогов, родителей и иных законных представителей в психолого-педагогических знаниях и желании использовать их для исключения затруднений в обучении, воспитании в развитии обучающихся (классные часы, семинары, родительские собрания, педагогические советы, интерактивные методы и лектории для педагогов и родителей и иных законных представителей)
5.Организационно-методическое направление включает:
-проведение организационно-методической и научно методической работы;
-анализ результатов психолого-педагогического сопровождения и разработка рекомендаций по его сопровождению;
-изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому сопровождению в организациях среднего образования, семинарах-практикумах, конференциях;
-организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению технологиями психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся.
№ п/п |
Мероприятия |
Вид работы |
Целевая группа |
Срок исполнения |
Примечание |
Форма отчетности |
||
I.Диагностическое направление |
||||||||
1. |
Диагностика определения взаимоотношений детей с учителем и сверстниками, а также мотивационной готовности к учебе в школе учащихся 1,5,10 классов. |
Тестирование |
Учащиеся 1,5,10 классов |
Сентябрь, октябрь |
Методика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреевой, Проективная методика «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лускановой |
Аналитическая справка |
||
2. |
Диагностика индивидуального стиля преподавания, педагогического общения и эмоционального состояния. |
Тестирование |
Молодые педагоги (0 стаж) |
Октябрь |
Тест Люшера, тест И.М.Юсупова «Модель пед.общения», тест А.К.Макаровой, А.Я.Николаевой «Индивидуальный стиль преподавания». |
Аналитическая справка. |
||
3 |
Диагностика уровня познавательных процессов учащихся. |
Тестирование |
Учащиеся 2-3-4 классов |
Сентябрь, октябрь |
Тест Э.Ф Замбацявичене «Логическое мышление младших школьников» |
Аналитическая справка |
||
4 |
Диагностика на выявление уровня тревожности учащихся. |
Тестирование |
Учащиеся 5-11 классов |
Ноябрь, декабрь, январь
|
Методика «Уровень школьной тревожности» Филлипса, Нервно-психическая адаптация И.Н.Гурвича |
Аналитическая справка |
||
5 |
Диагностика интересов и склонностей учащихся. |
Тестирование |
Учащиеся 8,9,10,11 классов |
Февраль, март |
Опросник профессиональных предпочтений Дж.Холланда, Методика «Определение типа будущей профессии»Е.А.Климова |
Аналитическая справка |
||
6 |
Индивидуальная диагностика проблемных учащихся |
Тестирование |
Учащиеся 1-11 классов |
Ежемесячно |
Тест Люшера, Проективная методика «Рисунок семьи», Проективная методика «Несуществующее животное» |
Заключение |
||
7 |
Собеседование с детьми по выявлению уровня развития познавательных процессов. |
Тестирование |
Дети, претенденты в 1-ый гимназический класс |
Апрель, май, июнь |
Сборник тестов С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина |
Справка |
||
8 |
Индивидуальная диагностика познавательных процессов у учащихся, не усваивающих школьную программу для ПМПК |
Тестирование |
Учащиеся 1-4 классов |
Ежемесячно |
По запросу кл.рук-лей, родителей |
Протокол |
||
II.Консультативное направление |
||||||||
1 |
Консультирование учителей, родителей и учащихся |
Консультации |
Родители |
Еженедельно |
По запросу |
Журнал учета |
||
2 |
Консультации с учащимися, нуждающимися в помощи педагога-психолога |
Консультации |
Учащиеся 5-11 классов |
Еженедельно |
По запросу и по итогам диагностики |
Журнал учета, протокол |
||
3 |
Консультации с педагогами, родителями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей. |
Консультации |
Педагоги, родители |
Еженедельно |
По итогам диагностики |
Журнал учета |
||
4 |
Консультации учителей, родителей по школьной адаптации. |
Консультации |
Педагоги 1,5,10 классов |
Октябрь, ноябрь |
По итогам диагностики |
Журнал учета |
||
5 |
Консультации педагогов, родителей и учащихся по проблеме взаимоотношений в классных коллективах. |
Консультации |
Педагоги, родители |
Еженедельно |
По запросу |
Журнал учета |
||
6 |
Консультирование родителей по вопросам построения взаимоотношений с учащимися и оказания им поддержки в преодолении кризисной ситуации |
Консультации |
Родители |
Еженедельно |
По запросу |
Журнал учета |
||
III.Развивающее (коррекционное) направление |
||||||||
1. |
Групповые занятия на адаптацию учащихся 5-х классов. |
Занятие |
Учащиеся 5 классов |
Октябрь, ноябрь |
|
Протокол |
||
2 |
Тренинги с учащимися 10 классов для успешной адаптации в старшей школе. |
Занятие |
Учащиеся 10 классов |
Октябрь, ноябрь |
|
Протокол |
||
3 |
Групповые занятия на адаптацию учащихся 1-х классов к школьному обучению. |
Занятия |
Учащиеся 1 классов |
Октябрь, ноябрь |
|
Аналитическая справка |
||
4 |
Развивающие индивидуальные и групповые занятия с учащимися ООП |
Занятия |
Учащиеся 1-11 классов |
Ежемесячно |
|
Протокол |
||
5 |
Развивающие занятия с учащимися, участвующими в олимпиадах и защите научных проектов. |
Занятия |
Одаренные учащиеся |
Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель (1 раз в месяц) |
|
Аналитическая справка |
||
6 |
Практические занятия с педагогами по сохранению и укреплению психологического здоровья. |
Занятия |
Педагоги |
Каникулярное время: ноябрь, январь, март |
|
Аналитическая справка |
||
7 |
Групповые тренинги с учащимися по повышению самооценки и уверенности в себе. |
Тренинги |
Учащиеся 6,7 классов |
Март, апрель |
|
Протокол |
||
8 |
Групповые занятия с учащимися по улучшению эмоционального состояния. |
Занятия |
Учащиеся 8,9 классов |
Апрель, май |
|
Протокол |
||
9 |
Групповые занятия с учащимися 9,11-х классов по повышению стрессоустойчивости подготовке к экзаменам. |
Занятия |
Учащиеся 9,11 классов |
Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май (1 раз в месяц) |
|
Протокол |
||
10 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми по итогам диагностики |
Занятия |
Учащиеся |
Октябрь, декабрь, январь
|
|
Протокол |
||
11 |
Групповые занятия по формированию навыков преодоления тревожности |
Занятия |
Учащиеся 5,6,7 классов |
Февраль, март, апрель |
|
Протокол |
||
12 |
Групповые занятия по сплочению детских коллективов |
Занятия |
Учащиеся 1-11 классов |
Ежемесячно |
|
Протокол, журнал учета |
||
13. |
Развивающие занятия по активизации процесса профессионального самоопределения уч-ся |
Занятия |
Учащиеся 9-11 классов |
Январь, апрель, май |
|
Протокол, журнал учета |
||
14. |
Групповые занятия по формированию позитивного жизненного сценария и развитию эмоциональной устойчивости. |
Занятия |
Учащиеся «Группы контроля», проблемные учащиеся, тревожные учащиеся |
Ежемесячно |
|
Протокол, Журнал учета |
||
IV.Просветительско-профилактическое направление |
||||||||
1 |
Выступление на родительских собраниях |
Род.собрание |
Родители |
Ноябрь, январь |
|
Журнал учета |
||
2. |
Информирование родителей через сайт школы, инстаграм, родительские чаты |
Памятки, рекомендации |
Родители |
Ежемесячно |
|
Журнал учета |
||
2 |
Выступление на педагогическом совете |
Пед.совет |
Педагоги |
Ноябрь |
|
Журнал учета |
||
3 |
Беседа на тему «Пропаганда ЗОЖ» |
Беседа |
Учащиеся 3-4 классов |
Ноябрь |
|
Журнал учета, протокол |
||
4 |
Беседа на тему: «Вредные привычки» |
Беседа |
Учащиеся 6,7 классов |
Декабрь |
|
Журнал учета, протокол |
||
5 |
Лекция на тему: «Конфликты, способы их разрешения» |
Лекция |
Учащиеся 7-9 классов |
Январь |
|
Журнал учета, протокол |
||
6 |
Лекция на тему: «Особенности переходного возраста» |
Лекция |
Учащиеся 5,6 классов |
Октябрь, ноябрь |
|
Журнал учета, протокол |
||
7 |
Лекция на тему: «Правила личной безопасности» |
Лекция |
Учащиеся 5,6,7 классов |
Февраль |
|
Журнал учета, протокол |
||
8 |
Лекция на тему: «Как подготовить себя к сдаче экзаменов» |
Лекция |
Учащиеся 11 классов |
Май |
|
Журнал учета, протокол |
||
9 |
Лекция на тему: «Половое воспитание» |
Лекция |
Учащиеся 9,10 классов |
Апрель |
|
Журнал учета, протокол |
||
10 |
Лекция на тему: «Профилактика ранней беременности» |
Лекция |
Учащиеся 9,10,11 классов |
Февраль |
|
Журнал учета, протокол |
||
11 |
Беседа на тему: «Ранние половые связи и их последствия» |
Беседа |
Учащиеся 8-11 классы |
Апрель |
|
Журнал учета, протокол |
||
12 |
Беседа на тему: «Ответственность за проступки» |
Беседа |
Учащиеся 9-11 классов |
Март |
|
Журнал учета, протокол |
||
V.Организационно-методическое направление |
||||||||
1 |
Разработка рекомендаций по сохранению психологического здоровья. |
Рекомендации |
Педагоги, родители, учащиеся |
Декабрь |
|
Аналитическая справка |
||
2 |
Разработка рекомендаций для учащихся по профессиональному самоопределению. |
Рекомендации |
Учащиеся |
Ноябрь, декабрь |
|
Аналитическая справка |
||
3 |
Составление и утверждение годового плана школьного психолога. |
План |
Педагоги-психологи |
Май |
|
Годовой план |
||
4 |
Работа с документацией. |
Документация |
Педагоги-психологи |
Ежедневно |
|
Журнал учета, протокол, аналитическая справка |
||
5 |
Составление и разработка занятий. |
Занятия |
Педагоги, учащиеся |
Ежемесячно |
|
Журнал учета |
||
6 |
Подготовка материалов и участие в работе педагогических совещаний, родительских собраниях (подбор материала по теории, литературы, методики диагностики, итоги проведённых исследований.) |
Выступления |
Педагоги, родители |
Ежемесячно |
|
Журнал учета |
||
7 |
Анализ и планирование деятельности психологической службы: помесячное (понедельное) планирование, ведение документации. |
План, анализ, протокол |
Педагоги, родители, учащиеся |
Еженедельно |
|
Журнал учета |
||
8 |
Обработка и анализ проведенной диагностики (групповой, индивидуальной). Составление заключений по итогам диагностического исследования. |
Анализ, протокол |
Учащиеся, педагоги |
Еженедельно |
|
Журнал учета, протокол, заключение |
||
9 |
Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний. |
Консультация |
Педагоги |
Ежемесячно |
|
Журнал учета |
||
10 |
Участие в семинарах-практикумах, совещаниях |
Семинары, совещания |
Педагоги-психологи |
Ежемесячно |
|
Журнал учета |
||
VI.Аналитические отчеты о деятельности психологической службы за год |
||||||||
1 |
Составление аналитического отчета и статистической справки за I полугодие 2022 уч.года |
Отчет |
Администрация школы |
Декабрь |
|
Аналитический отчет |
||
2 |
Составление аналитического отчета и статистической справки за 2022-2023 уч.год |
Отчет |
Администрация школы |
Май |
|
Аналитический отчет |